Александра Золотарева: "Когда эта рубрика была еще в планах, я, конечно, думала, что вопросы задавать буду только керамистам. Ну колонка же о керамике, как иначе. И вот траектория изменилась, а рамки раздвинулись. И сегодня в моей колонке разговор  с человеком, которого я и не знаю, как представлять, избежав детских неуемных восторгов.

Это Яна Волкова — невероятно яркая и талантливая. Человек с потрясающим чувством стиля и вкусом к жизни. И, конечно, с отменным чувством юмора."

Многие знают Яну еще с тех времен, когда она работала с войлоком, а теперь в ее инстаграме @yanaprya можно следить за тем, как она делает кукол — традиционных и авторских.

Как-то так вышло, что среди моих вопросов нет ни одного непосредственно о куклах, но я на самом деле не знаю, что о них спрашивать. Как они получаются настолько живыми и невероятными? Ну так ясно же - потому что их делает Яна.

Так что разговор пойдет обо всем, кроме кукол.

Яна: Прочла я твои вопросы и поймала себя на том, что мне хочется отложить все дела и отвечать, а зачастую, к сожалению, с интервью все строго наоборот. Мне вообще, признаться, очень трудно писать о себе.
Я текст для книги, короткий, в 7-10 строк сочиняла, вероятно, месяц и то еле осилила, но вот твои вопросы меня "зацепили". Поглядим, что получится.
Мне они ещё близки тем, что не нужно отвечать стандартно на стандартное, а значит — ответы будут в разы честнее, эффект неожиданности срабатывает.


Александра: Не знаю, может тебе этот вопрос покажется банальным, но мне правда интересно, что ты скажешь. Когда человек из просто создающего нечто материального становится художником? Это глубоко субъективно, и граница тонка и размыта, или это некий квантовый скачок?

И сразу, с места в карьер, ты о таком трудном, глубоком спрашиваешь.
Для меня художник — это прежде всего работяга и человек, которому есть что сказать, рассказать или высказать. То есть имеющий за душой историю, опыт( разный), прошедший некий путь. И постоянно чувствующий, что он все ещё учится, все ещё ищет, не останавливаясь на чем-то одном.

Непокой - вот состояние художника, и мало кто может в нем пребывать длительное время, но это уже другой вопрос, вопрос сложности судьбы, вопрос выбора.

- И вопрос, который мне хочется задать абсолютно всем интересным мне художникам: какое у тебя было детство? Мне кажется, детство - это очень четкий вектор, который потом в творчестве непременно каким-то боком да вылезет, поэтому всегда очень интересен этот момент.

Про детство моё можно книжку написать,
И это не бахвальство. Просто так получилось, что я видела в разы больше, чем обычный советский ребёнок.
Мама поспособствовала и её страсть к путешествиям.
Вот хотя бы одно воспоминание: мне 5, я царапаю ручкой открытку прабабушке огромными печатными буквами при керосинке, потому что сижу в деревянном бараке на берегу Енисея, за окном ревет пурга, а на столе - мороженная корюшка(сырая), я с упоением засовываю в рот кусок, кручу языком немного, потому что он ледяной, и с хрустом разгрызаю и совершенно счастлива, хоть голова моя в трёх полотенцах и керосине - мама выводит вшей, результат общения с местными ребятишками.


Или мне 8, меня забыли в школе, в посёлке на мысе Шмидта, а до дому 5 км пешком по берегу Северного Ледовитого Океана, а на дворе февраль, и я потеряла одну варежку, и в это время у белых медведей - брачный сезон, и они идут с острова Врангеля на материк, в посёлки, а я иду домой и реву, пока меня не подбирает водовозка.


Или мне 13 и я на Алтае, в тайге, ночую с топором и под клеенкой, потому что остальной народ из экспедиционного отряда ушёл за нашим плотом, который мы оставили в деревеньке, километрах в 20-ти, пока ходили к г. Белуха и в долину эдельвейсов.


... Шёл 3-ий час интервью!;)

- Я обещала, что в этих интервью никогда не будет вопросов про источники вдохновения и творческие планы. Но ты мне сама намекнула про заброшенные дома. Поэтому выдыхаю, закрываю глаза и нарушаю свое слово: Яна, что тебя вдохновляет?

Что вдохновляет? Может простым списком?
Потому что очень многое :
Заброшенные дома, северные деревни, лес, питерские подворотни( хоть Питер и не "мой" город), деревенские библиотеки, маленькие города на берегах рек(очень люблю воду: пить, плыть, лить), и бродить люблю одна по улочкам, не зная - куда выйдешь, что увидишь, запахи вдохновляют.


Я совершенно сумасшедший нюхач, приезжаю к маме в деревню - первым делом открываю старый сундук или комод  или буфет и вдыхаю "время", ну и пыль заодно :)
Шерсть натуральную и пряжу могу нюхать бесконечно, у меня ритуал своеобразный есть - перед сном утыкаюсь носом в пасму эстонской пряжи, она пахнёт сеном, снегом, хлебом и декабрем почему-то.


Музыка. Без неё — никуда, работаю под музыку, засыпаю тоже, даже будильник мой поёт, а не звенит, а я лежу и слушаю, хотя могу вставать и без него спокойно.
Сама петь люблю и не только в дУше, как многие, но и прилюдно, без стеснения.
А уж петь вместе с кем-то, дуэтом или хоралом - это особый кайф.
Тебе это должно быть тоже близко?!:) Ты же в ансамбле поёшь.


Дорога меня вдохновляет, новые места, за рулём или в поезде лучше всего обдумываются эскизы и идеи, ты никуда не спешишь, не суетишься, просто едешь, картинки сменяются, а голова отлично начинает работать. В этом смысле поезд лучше - можно ещё и сразу зарисовать.


Природа вдохновляет. Да, вот так банально, но это чистая правда.
Если я плетусь по берегу в поисках деревяшек, например, - стоит только найти нужную и все, бегом домой, к рабочему столу, просто какой-то шлюз открывается и накатывает волна идей, очень люблю это состояние, оно чем-то сродни мгновенной влюбленности.


Старьё вдохновляет.
По барахолкам могу бродить пока не упаду, если с собой есть бутерброд - то вечно. Просто смотреть. Хотя обладать - тоже люблю, сама часто не могу понять, зачем, но я - визуал и тактильщик, мне нужно разглядывать и щупать.
Помнится, как-то будучи в деревеньке под Каргополем, села и просидела в старом доме несколько часов, просто сидела, только иногда гладила рукой дерево.
Замереть и прислушаться - очень важно для художника, голос вдохновения не напоминает иерихонские трубы, скорее - это шёпот.

- Чего ты боишься? И немного из другой оперы, но тоже про страхи: адреналин, риск - это про тебя или нет?

Из крайнего воспоминания следует вывод, что боюсь мало чего. Точнее - боюсь всего того, что и любой человек и о чем не хочется лишний раз, а вот, что касается риска, адреналина и прочего: если читатель смотрел мультфильм "Ледниковый период", часть 3, то возможно помнит момент, когда все звери затаились, испугавшись динозавра, и только безбашенный ежик с диким криком куда-то бежит.
Так вот, этот ёжик - я.

 

- Город С - окончательно свой, или есть еще точка на карте, куда хочется переместиться, чтобы осесть?
Вот как ты думаешь, может ли такой "герой" осесть где-то окончательно?! 

Шило в одном месте не даст это сделать, хотя, город С (Смоленск) пленил неожиданно, молниеносно и не отпускает пока.
Вероятно, тем, что центральная часть его, где мы обитаем, удивительным образом напоминает мне Москву моего детства, Новинский бульвар, наш столетний дом с гулким парадным и лифтом с деревянными дверками, которые нужно было закрывать и открывать самому. 
Попав в Смоленск, я как-будто вернулась в детство, в котором деревья выше домов, по утрам из окон пахнёт свежим кофе, а по вечерам - фонари и радиола в парке, от такого непросто уехать ещё куда-то. 
Хотя мечты-есть!

 

- Что тебе в своем характере мешает? Вообще, тяжело быть Яной Волковой? Со стороны кажется, будто ты довольно категорична и требовательна. Это неизбежное искажение образа через интернет или это правда часть характера? И каково тебе с этим?

Яной быть непросто, но очень интересно.
Если вы не сторонник скуки, покоя, равновесия, то вам явно сюда.
Мешают — комплексы. Да, товарищи, у меня их тоже - вагон и ещё три прицепных, из под Тулы.
Ещё недоверие к людям, пожалуй. 
Это к твоему следующему вопросу-о категоричности.
Есть грешок.
В первую очередь к себе я такая собака-самоед, но и другим спуску не даю, близкие говорят, что моя первая реакция на всё - весьма скверная всегда.
Но я лучше извинюсь, что ошибалась, чем в очередной раз получу "по физиономии дверью".

 

- Ты часто испытываешь разочарование? И более узкий вопрос о том же: были ли такие материалы или виды ручного творчества, которые очень хотелось попробовать, но реальность как минимум оказалась иной, а то и вообще разочаровала?

Разочарований по жизни было не мало, а вот в творчестве - ещё ни разу.
Были "не мои" материалы, или убеждение в собственной криворукости, но пробы нового - это всегда эйфория и радость, или легкая грусть или ярость, если не вышло, но никак не разочарование.
Дерево, шерсть, глина, бумага, ткани - это то, что пробовала и буду пробовать ещё неоднократно, мои материалы на 100%.

 

- Не могу не спросить о любимых художниках. Кого посмотреть, чтобы получить острый концентрат прекрасного?

Художники... меня тут спросили как-то о любимых стихах и я зависла, потому что сегодня я плачу и читаю Рубцова, завтра влюблюсь и пойду цитировать Бальмонта, так же и с художниками, имя любимым - легион.
Ну, если только пару имён: Коровин, Корин, Коро( я не нарочно на одну букву:)), Юон, Грабарь, Малевич, Стожаров, но это только живописцы, видишь,гораздо проще сказать - что не моё.

- Материшься? А черный юмор любишь?

Черный юмор точно не моё, а вот крепким словом - грешу, особенно за рулём, никак без оного по нашим дорогам и с нашими водителями не проехать, к сожалению.
 

 

- Какие законы физики хотела бы уметь нарушать при случае?

Отличный вопрос про физику, с кондачка и не ответишь. Скорее всего, я бы выбрала возможность переноситься в любое место молниеносно, хоть и люблю дорогу, но иногда жаль тратить время на долгий путь.
Есть чудный фильм режиссера Мамина "Окно в Париж", вот это моя история - хождение между мирами и временем.
А общение со всеми животными и понимание их языка-вписывается в законы физики, которые можно нарушить?:) Тогда и это тоже непременно.

 

- Что заставляет тебя скакать на одной ноге с криками "ай да Пушкин, ай да сукин сын!"?

Вот если бы описанное выше стало реальностью - я точно бы скакала на одной ноге и вопила, но если о более реальном - когда впервые испекла хлеб свой, на закваске-скакала до потолка, когда дети мои чего-то добиваются, всегда тихонько так шепчу себе: неплохо, мать, возьми с полки пирожок!:)
Когда работа тяжелая спорится - тоже хорошо.
А ещё лучше, когда просто хороший, тёплый день, все дома, сыты, здоровы и книжку вслух читают, чай попивая - нет, нет, да и скажешь: " спасибо, товарищ Пушкин, за наше счастливое все!"

 

Автор рубрики - Александра Золотарева, керамист

Керамическая мастерская Sunflower Art