Александра Золотарева взяла интервью для Ручной работы у керамиста Карина Гезацян. Вот так встретились два керамиста влюбленных в свое дело.  Им всегда есть о чем поговорить. 

Эту рубрику - «интервью с керамистами» - я задумала с самого начала существования колонки о керамике, но как это часто бывает, идея заглохла надолго. А сегодня я с радостью представляю вам первое (и надеюсь, не последнее) интервью этого цикла. Хотя список любимых керамистов обширен, у меня не было сомнений, с кого начать. В далеком теперь уже 2011 году Карина Гезацян была первым моим живым знакомством из мира керамики. Она переехала из Москвы в Петербург и приехала ко мне в мою первую мастерскую, где мы потом какое-то время ставили совместные обжиги, вздыхая над крохотной девятилитровой печью, покупали баночку глазури напополам и делились опытом, которого, конечно, у Карины было значительно больше. У нас даже одно на двоих воспоминание о трагических случаях на производстве, но в этот раз о нем расскажет Карина.

Я нежно люблю работы Карины, ее стиль работы и отношение к делу. Она прекрасный и испытанный временем сосед по мастерской, человек с огромным обаянием и отличным чувством юмора, что в нашем деле — большое подспорье.

Ну и от слов — к делу. Вот какой у нас разговор получился с Кариной:


 

- Если не керамика, то что? (Если бы у тебя не было возможности этим заниматься или если бы черная магия - и керамики вообще не существует на Земле, то чем бы ты занялась?)

Это безусловно что-то связанное с нитками: вязание, ткачество, вышивание - что-то, что тоже делает дом уютным, теплым, может быть у меня бы даже были козы и я бы их стригла, черная магия ведь щадит коз?? Я и сейчас экспериментирую немного, мне давно понятно, что мир керамики безграничен, поэтому вычерпать его без остатка не получится, а значит, надо в этой жизни попробовать успеть открыть еще хотя бы парочку дверей, возможно скоро даже осмелюсь что-нибудь показать!


 

- Кем мечтала стать в детстве?

Совсем в детстве я не мечтала, сейчас я вообще убеждена, что дети как никто другой живут в моменте, и если и мечтают, то скорее уносятся в другую реальность, чем выбирают профессию. А в более осознанном возрасте я хотела стать гидом, говорить на (ино)странных языках и знать многое


 

- Вообще расскажи, какое у тебя было детство?

Солнечным! Вот я и выдала, что Петербург не мой родной город) До девяти лет я жила в Абхазии, в доме у моря, из окна был виден и даже слышен горизонт, а под окном моей комнаты росло гранатовое дерево. Гранат цветет похоже на шиповник, у него такие же нежные розовые лепестки, только более вытянутый плод, который потом увеличивается во много раз. Помню, в детстве я ими играла, как будто это балерины или принцессы, бабушка очень ругалась)

- Стандартный вопрос, но интересно же! Где училась, у кого? И сколько лет ты уже занимаешься керамикой?

Я занимаюсь керамикой уже около 10 лет и до сих пор учусь, учусь у разных мастеров, иногда даже у себя) Когда я только начинала работать с глиной, мне попались книги Хоакима Чаварры, и это, пожалуй, единственные книги по керамике, которые я считаю полезными даже сейчас. Возможно, они просто хорошо переведены, но мне кажется, тут дело еще и в том, что автор хотел, чтобы у читателя точно получилось, поэтому в некоторых моментах он даже слишком подробен и техничен. Еще меня восхищает то, что этому человеку не жалко делиться мастерством и он очень ответственно относится к материалу. Не могу не вспомнить про Софию Израэль - это мой первый незабываемый учитель, она научила меня впихивать в печь невпихиваемое и обязательно делать в мастерской влажную уборку) Еще она безусловный мастер эпатажа и очень харизматичная и креативная личность.


 

- А есть кто-то, у кого бы ты хотела еще поучиться?

Да, мне всегда интересно бывать в мастерских у других керамистов и тем более, если есть возможность наблюдать за работой, любопытно, как устроено их пространство и я точно знаю, что даже 5 минут наблюдений дадут мне гораздо больше, чем если мастер сам мне все расскажет. Это как испечь мамины пирожки невозможно по рецепту из интернета. В этом смысле меня очень манят керамические симпозиумы, но я теряюсь и легко отвлекаюсь от процесса в большой компании незнакомых людей, поэтому пока сижу дома и никуда не езжу.


 

- Какой-нибудь эпический фэйл в работе с глиной можешь припомнить?

Много всего вспоминается и, конечно, зависит от опыта: сначала каждое открытие печки-это волшебство, учащенное сердцебиение, восторги и слезы, но со временем привыкаешь, что бывают удачные обжиги, а бывают нет. По-прежнему удивляет лишь то, что если обжиг удачный, то получилось все и гораздо лучше, чем хотелось, а если неудачный, то со всеми работами что-то не так, никаких компромиссов. Наверно, самое вспоминающееся, - это когда в печи взорвался гранат: скорее всего в толщину глины закрался пузырек воздуха, и сверху очень аккуратно отлетела часть вместе с короной, примерно тогда и пришла в голову мысль делать шкатулки. 

- Что больше всего любишь в работе с глиной? Какой-то прием, технику? От чего вот прям драйв случается?

Мне очень нравится кожетвердое состояние глины - это когда она уже подсохла и хорошо держит форму, но еще достаточно мягкая и можно вырезать на ней фактуры. Еще люблю состояние глины перед обжигом, когда изделие полностью высохло и очень хрупкое, вода почти вся испарилась и чашка, например, весит раза в два меньше, чем во время лепки и это очень ответственный момент, ведь после обжига глина из податливого природного материала перерождается в твердое состояние практически навсегда!! Но настоящий драйв - это, конечно, гончарный круг, он дарит очень сильные, ни с чем не сравнимые ощущения и серьезно помогает в работе, хотя иногда я гончарю «ничего», просто ради процесса.


 

- И наоборот - есть ли что-то, что очень не любишь, но приходится. Или настолько не любишь, что вот - никогда!

Несмотря на то, что я трудолюбивая армянская женщина, мне уже очень надоели рутинные этапы - например, месить глину или затирать работы, но я стараюсь ко всему относиться очень внимательно, мне кажется, качество в деталях и в количестве тепла. Если говорить о техниках, то это безусловно - колбаски, брр, стараюсь избегать их и даже ручки для чашек делаю из пласта. И слово какое-то неприятное и вообще я вегетарианец) Но можно эту технику назвать техникой лепки из жгутов, и тогда не так страшно


 

- Нравится ли тебе учить других людей? Что ты сама получаешь от этого процесса?

Мне очень нравится учить, в моей семье каждый второй учитель, причем с соответствующим дипломом, так что где-то во мне сидит ген, который меня к этому побуждает, хочу я этого или нет. Мне нравится взаимодействие и сотворчество с учениками, потому что они зачастую смелее, так как у них нет опыта того, что что-то потрескалось или взорвалось в печке, и мне интересно решать задачи, поставленные их воображением, но сейчас я практически не веду занятия, потому что много идей, требующих воплощения и совсем нет времени.

- Если устаешь от глины, на что переключаешься? Что-то помогает освежить взгляд?

Я не умею переключаться: если начинаю работать, то не могу вовремя определить, что я устала или хочу есть. Освежить взгляд помогает то, что вдохновляет - например, поход в музей или смена освещения. По-настоящему могу переключиться  только на природе или при встрече с друзьями, но я работаю над собой)


 

- Какие любимые керамисты? Чьи работы с удовольствием смотришь, за чьим творчеством следишь?

Если говорить о тех, кто живет в России, то интересны мастера, которые, найдя какую-то тему, углубляются в нее, развивают. Например, Александр Поверин - это человек с потрясающей энергетикой и светящимися глазами, неутомимый учитель и автор нескольких книг по керамике, продолжатель традиций. Нравится керамика мастерской "Середина леса" из Нижнего Новгорода, к сожалению, я не знакома с ребятами лично, но кажется, что это как раз тот случай, когда все совпало. Еще интересно наблюдать за творчеством Алены Залуцкой из Новосибирска, Карины Кищинской из Москвы, Саши Золотаревой, Ани Марамыгиной и Насти Чариной из Петербурга, и я думаю, что мало кого знаю и у нас очень много достойных керамистов, которым не хватает времени на качественные фотографии и продвижение себя в интернете


 

- Не буду спрашивать, что бы ты посоветовала начинающим керамистам, но вот что бы ты сама себе сказала, себе - начинающий и может быть в чем-то сомневающейся? - если б могла?

Я думаю, человек слышит и воспринимает только то, к чему готов и открыт, поэтому наверно невозможно пройти мой путь иначе, чем я его прошла, даже сейчас я уже что-то новое понимаю головой, но еще не готова к тому, чтобы сделать это частью своей жизни


 

- И если бы ты могла выбрать одну супер-силу, которая помогала бы в работе с глиной, что бы это было? Ну там - умение расширять пространство печи, или вот чтоб глина в брикетах всегда мягкая оставалась и без пузырей?

Физически чувствую прилив адреналина от такого вопроса! Конечно, сделать так, чтобы моя супер-сила трансформировалась под текущие нужды нельзя, да?? Очень хочется, чтобы обжиг происходил за 5 минут, а не за сутки, и чтобы глина была всегда удобной для работы консистенции, и чтобы время в мастерской не бежало так неумолимо быстро! А если серьезно, то я бы хотела уметь летать, мне бы это очень помогло!

Работы Карины Гезацян можно увидеть в ее группе.
 

 

 

Автор рубрики - Александра Золотарева, керамист

Керамическая мастерская Sunflower Art

Фотографии Даши Райской