Источник мастерская Катерины Кондратьевой.

Существует много разных способов крашения тканей, о них мы расскажем в этой статье. По-разному наносится красители и защитные составы, но это всегда приводит к одному результату - красивой ткани, которая долго радует глаз.

Набойка - старинный способ печати тканей при помощи деревянных дощечек с рельефом. Одним из главных центров возникновения набойки считают Индию. Достоверно известно, что роспись тканей достигла там небывалых высот. Для этого были все условия: обилие красителей, производство хлопковых тканей, отдельная каста красильщиков и резчиков по дереву, где секреты мастерства передавались из поколения в поколение.

Кубовая набойка 


Кубовая набойка - традиционная техника декорирования тканей в России, во многих этнографических музеях можно увидеть сарафаны из набивных тканей 18-19 века.
Принцип кубовой набойки заключается в следующем: белая ткань покрывается узором при помощи специального состава "вапа". В старину использовали более дорогую смесь из воска и смолы; суть в том, что место покрытое защитным составом не окрашивается. Далее ткать закрепляют на специальной перекладине с крючками "баран" и опускают в емкость с красителем индиго "куб". Индиго не растворяется в воде, но окисляется от воздуха приобретая свой синий цвет, в который и окрашивается ткань. Последний этап — проявка рисунка. Для этого ткань погружают в кислый раствор и промывают — места покрытые раствором проявляются белыми узорами.

Источник мастерская Катерины Кондратьевой

Источник - мастерская Мика и Мака

Верховая масляная набойка


Верховая набойка еще одна старинная техника украшения тканей. В данном случае ткань покрывается рисунком, который напечатан краской, а не резервным составом. Таким образом рисунок не нужно проявлять, окончательный результат видно сразу. Но как и в кубовой набойке здесь используются те же дощечки с рельефом узора. В работе используются специальные краски по ткани или масляные краски. Закрепляется краска утюгом.
Трафаретная набойка
Трафаретная набойка зародилась с появлением бумаги. В данной технике украшения ткани основным инструментом является трафарет: рисунок прорезанный в плотной бумаге. Для печати как правило используют масляные краски для живописи, в старину вываривали пигмент в льняном масле. Перед работой краску выкладывают на ровную поверхность, промакивают лишнее масло газетой. Затем при помощи круглой жесткой кисти краску втирают в прорези трафарета— таким образом рисунок проявляется. Преимущество данной техники заключается в том, что узор может быть закрашен градиентом с эффектом светотени.

Мастерская Blockprint

Цианотипия
Цианотипия — метод крашения тканей при помощи светочувствительного состава. Первоначально в 19 веке цианотипия использовалась для проявки фотографий. Данная техника чем-то похожа на кубовую набойку, ее принцип заключается в следующем: в полутемном помещении на ткань выкладываются засушенные травы или другие предметы. Ткань предварительно пропитана светочувствительным составом. После того, как композиция из объектов разложена на поверхности ткани, ее выставляют на свет, или экспонируют. В конечном итоге, те места, которые были закрыты от света — остаются белыми, вся остальная ткань становится синей.

Источник - мастерская Катерины Кондратьевой

Шибори
Этот способ крашения тканей похож по принципу на кубовую набойку. Здесь ткань также погружается в емкость с красителем индиго. Но в данном случае роль непрокрашенных выполняют узлы завязанные на ткани, в этих местах на ткани остаются круглые белые разводы. Данная техника больше характерна для Азии, в частности Япония.

Источник - мастерская Катерины Кондратьевой

Хотелось бы сказать пару слов о некоторых мастерских, которые являются продолжателями традиции набойки.


Blockprint (Нина Чурбакова, г. Санкт-Петербург).
vk.com/printedfabric


Мастерская Катерины Кондратьевой (Катерина Кондратьева, г. Санкт-Петербург).
vk.com/naboyka


Лазурит Индигович (Марионилла Саламатова, г. Сергиев Посад). 
vk.com/lazuritindigovich

Статья подготовлена Мастерской Мика и Мака
Instagram - @mika_and_maka

facebook - mikaandmaka