Фото как Ася снимает для Анны Александровой

Для того чтобы сфотографировать свои работы, не обязательно заканчивать специальные курсы, можно обойтись простой камерой и парой приемов. Конечно, за качественным результатом лучше обратиться к профессиональному фотографу. Но часто в жизни мастера бывают моменты, когда работа готова и хочется ее показать. В веренице выставок, заказов, новых работ и житейских радостей можно не успеть запечатлеть свои творения. Ася Нуруллина поделилась с нами секретами предметной съемки при естественном освещение. 

Ася: "В случае, если творение ваших рук - не кухонный гарнитур и не шкаф, а помещается в ладонь или хотя бы в охапку, есть смысл его грамотно заснять. Даже будучи на попечении искусного фотографа, приятно хотя бы отправить заказчику внятный снимок с различимым изделием и вдохновить того на предоплату. Или даже отснять все свои работы самостоятельно и на фотографа денег не тратить. А шкаф тоже можно снять самому. Только это задача гораздо масштабнее."

Источник instagram Анны Александровой

Место для съемки
 

У вас есть телефон или фотоаппарат. Нет студийного света и иного специального оборудования. Посмотрите в прогнозе погоды, во сколько завтра рассвет и закат и запланируйте съемочное время на световой промежуток дня. Если вдруг обещают солнце, сориентируйтесь - на какую сторону выходят окна. При работе с естественным светом сильные солнечные лучи вам будут только мешать, а вот мягкое рассеянное серое марево - упростит задачу. Организуйте съемочное место как можно ближе к окну. Проще снимать, если съемочное место доступно с нескольких сторон. Простой вариант - использовать опоры для столешницы или даже табуретки, положив на них доски или лист фанеры. Подготовьте фон: это может быть дерево, листы картона или цветной бумаги, ватман, холст, ткань, акрил. Важно, чтобы фон был чистым, без следов от кружек, заломов или крупных складок.

При начале съемки выключите весь электрический свет в обозримом пространстве. Иногда даже одинокая электрическая лампочка в коридоре позади вас может обнаружить себя некрасивым желтым бликом.

Технические настройки

 

При съемке на фотоаппарат, проследите, чтобы значение исо не было слишком высоким. При работе с естественным светом ему нежелательно превышать цифру в 400-640. Так избежим лишних шумов на изображении.

Чтобы при низком значении исо снимать не черный квадрат, открывайте диафрагму и выставляйте длинную выдержку. Считается, что с рук снимают при выдержке до 1/30, хотя тут все зависит от вашего умения крепко и без колебаний держать камеру. Упростите себе жизнь и вооружитесь штативом - даже недорогой, он откроет диапазон долгих выдержек и в декабрьских сумерках белый фон останется белым. Используя штатив, старайтесь не переминаться с ноги на ногу во время выдержки в несколько секунд и проследите за тем, чтобы мимо вас не проходили ни коллеги, ни домашние животные - от шагов вибрирует пол и долгожданная резкая картинка становится недостижимой.

В том случае, если вы можете менять объектив на своем фотоаппарате и выбираете, какой купить в качестве основного, берите объектив с фиксированным фокусным расстоянием более 50 мм. Объектив с параметрами 100 мм и диафрагмой 2,8 будет весьма уместен.

Посмотрите, какой в фотоаппарате выставлен баланс белого. Чаще всего, мы не следим за ним и снимаем на авто, но в случае с предметной съемкой камера может промахнуться. Если вы снимаете голубого плюшевого слона, есть вероятность, что картинка будет слишком холодной. Внимательно смотрите за чисто белыми участками кадра - в них не должен появляться цветной оттенок. Возникает желтизна - уменьшите значение. Белый стал нежно-голубым - увеличьте.

Световой рисунок

    

Запаситесь рассеивателями и отражателями - их легко сделать самим, а с их помощью даже бледный свет петербургского неба можно превратить в интересный рисунок. Отражатель нужен для того, чтобы смягчить тень от объекта, он отражает естественный свет от окна, поэтому устанавливать его нужно напротив источника света. Чем сильнее вам нужно избавиться от тени, тем ближе должен быть отражатель к объекту. А если легкая тень вам все же нужна, отведите его подальше. Проще всего для отражателей использовать плотный картон, как для паспарту, листы пенопласта из упаковки бытовой техники, белая ткань. Для усиления эффекта отражения можно использовать фольгу, обернув фольгой лист картона в несколько слоев). Так же сильно отражают свет метализированные подложки. Они часто остаются на кухне от нарезки рыбы или колбасы. Они же бывают золотого оттенка, и это добавляет вам пространство для эксперимента - попробуйте использовать отражение с теплым оттенком.

Рассеиватель нужен для того, чтобы смягчить односторонний световой поток из окна и немного его перенаправить. Понаблюдайте, как по-разному ложится свет в комнате с раскрытым окном и с закрытым тюлью. С тюлью он мягче, рисунок нежнее, цвета чуть теплее. Для домашних съемок можно использовать ту же тюль, только проследите, чтобы на ней не было сильного кружевного рисунка, иначе тень от него будет оставаться на поверхности ваших моделей. Удобнее брать кальку - с ее помощью можно сделать несколько заготовок и закрепить их кнопками на плотной раме, картонной или деревянной. Попробуйте понаклонять рассеиватель под разным углом или закрыть им только часть изображения - эффект будет меняться. Например, рассеиватель может закрывать задний план картинки, тогда объект на переднем плане будет выглядеть более контрастно. С помощью цветной кальки можно добиться интересных оттенков.

Те же отражатели или просто книги можно использовать и не по назначению, создавая тень там, где вам нужно. Нежные белые зефирки сильнее привлекут внимание, если затемнить все остальное пространство кадра и сделать их выступающими из темноты. Вспомните того же Караваджо.

Объекты в кадре

 

В первую очередь, просто покажите объект как он есть - без посторонних предметов. Выберите тот ракурс, в котором легко читается форма. Подумайте, как будут смотреть на этот предмет его обладатели. Например, брошь не имеет смысла снимать сбоку с уровня стола, а многоуровневый торт - сверху. Для начала используйте центральную композицию - усложнить кадр вы сможете потом. Избегайте сложных углов съемки и оптических искажений, зрителю для оценки изделия они не полезны. Сделайте общий план, не обрезайте объект границами кадра. Сделайте кадр макро, показав фактуру. Для презентации товара нет ничего удачнее сочетания этих двух кадров - как в практическом смысле, так и в художественном.

Следите за резкостью: размытый передний план вызывает тревожность у зрителя и ощущение неаккуратности. Даже если вы снимаете калейдоскопы или подзорные трубы, ближняя к зрителю часть должна быть самой резкой частью в кадре. В случае, если вам нужно добиться резкости по всей поверхности кадра, сделайте несколько снимков: с резкостью на первом плане, посередине, на заднем плане. Ничего не меняйте, кроме настроек резкости, не ходите и не трогайте штатив в промежутке между этими тремя кадрами. При таком раскладе в фотошопе или любой программе для стекинга вы сможете слить эти три картинки в одну полностью резкую.

Хорошо работает принцип контраста: используйте фон, который максимально выделяет ваш объект. Голубые кружки будут хороши на рыжем дереве, фигурка белого медведя - на темно-синей ткани, кожаный рюкзак винного цвета - на кремовом фоне. Избегайте совпадения цвета объекта и фона, либо используйте это постоянно как художественный прием. Помните о том, что если фон яркий, то он оставит заметный рефлекс на теневой стороне объекта.

 

Решив эти задачи, можно постепенно усложнять композицию. Подумайте, в какой среде будет использоваться ваше изделие, где оно будет жить? В детской комнате, в кафе, в трюмо среди других украшений? Попробуйте включить в кадр типичные черты этой среды, предметы, ткани. При такой работы главное правило - избегать перегруженных композиций. Помните, что чем меньше размер итогового изображения, тем меньше деталей в нем должно быть. Сразу прикидывайте в уме - что вам нужно для инстаграма, а что пойдет на толстенный слайдер на главной странице сайта и соразмеряйте сложность композиции с размером картинки.

 

Для хороших снимков товара важно осознанно проводить процесс съемки: выделять его среди будней и не снимать на ходу. Хватит и света от окна, если экспериментировать и управлять им с помощью рассеивателей и отражателей. Эти инструменты не нужно покупать, они есть дома у каждого. Минималистичную и простую композицию кадра выстроить проще, чем голландский натюрморт и она лучше покажет товар. А потом можно и усложнять себе задачу.

 

Автор - Ася Нуруллина, фотограф
Мастерская дизайна и фотографии Patat